Значение Владимирской иконы Божией Матери в истории и жизни Российского государства

Владимирская икона

Ответ на вопрос о том, какое имеет Владимирская икона Божией Матери значение для России и русских людей, лежит на поверхности. Это вся история славного древнего образа, которая состоит из великих значимых событий жизни страны, ее становления, многократного спасения от воинствующих завоевателей, торжественных благословений правителей на царствование. А еще тысячи и тысячи простых житейских обращений о здоровье, жизни, семье, детях, работе. Да мало ли с чем еще могли приходить православные к Милостивой Владычице, чтобы просить о помощи, когда уже никто не может ее дать. Только она, по-настоящему умеющая любить, страдать, понимать, что такое потеря, прощать, всегда заступится, выведет на верный путь.

Так уж повелось, что именно она, самая древняя христианская святыня, стала наиболее любимой, почитаемой богородичной иконой. Божия Матерь – святая ходатаица за людей перед Господом Богом. Почитать ее – значит быть настоящим православным русским человеком. Мы неустанно обращались и продолжаем обращаться к Богородице Заступнице через ее святые образы. Их множество, и каждый по-своему значим и прекрасен. Но только Владимирская икона Богородицы всегда будет первой.

Праздники в честь святого образа

Обращаться за помощью святой Владимирской иконы можно в любой день. Для добрых дел людям у святыни нет выходных. Но в дни особых празднований, посвященных именно этой реликвии, сила действия во много раз возрастает. Церковь установила праздничные дни Владимирской Пречистой трижды в год:

  1. Сретенье – 26 сентября. Наиболее торжественный день, напоминающий о том, как Москва была избавлена от полчищ Тамерлана.
  2. Второе Сретенье – 23 июля. Посвященное избавлению Русской земли от Хана Ахмата из Золотой Орды.
  3. 21 мая – на память о чудесном спасении Москвы от Мехмет-Гирея.

Икона Богородицы

Иконография Владимирского образа Девы Марии

Владимирская икона Богородицы, без сомнения, является самым нежным и лиричным из всех существующих типов иконографий Божией Матери. Этот иконописный тип так и называется – «Ласкающая», или «Умиление». Что может быть более нежным и чувственным, чем Мать, которая ласкает своего Младенца. В иконописном изображении есть своя история, все сложнее. Мать любящая, страдающая, принимающая тяжкий крест, судьбу, своего Дитя, поддерживающая его во всем, готовая помочь и разделить ношу. Именно такой наполненный глубокий образ Божьей Матери, которая ласкает Сына, его истинная человечность стал особенно близок, созвучен русской душе.

Владимирская икона стала источником вдохновения для многих иконописцев, создавших свои варианты «Умиления» на Русской земле. Они находятся в различных городских и региональных храмах, многие являются чудотворными. Ведь милостивая Богородица слышит всех молящих, приходящих к ее лику.

Кроме прямого значения иконографическое изображение несет скрытый, более глубокий богословский смысл. Матерь Божия, нежно ласкающая свое Дитя, – это человеческая душа, которая в молитве приближается к Богу. В то же время Господь Иисус любит каждую Душу и дарит ей свою Искупительную Жертву для спасения и очищения.

В темных печальных глазах Богородицы читается знание о том, что Ее любимого Сына ждут страдания ради людей. Нежное тихое ласкание Матерью Младенца Христа предугадывает Его будущее оплакивание. Владимирский образ Богородицы – образец высокой духовности и культуры, осмысления и понимания высокого значения рождения Сына Божьего Иисуса Христа среди людей. Палитра материнских чувств является апогеем человеческой жертвенности, смирения и самоотречения.

Композиция Владимирского образа включает две фигуры: поясную Божией Матери и Младенца Иисуса, который сидит на ее правой руке, тесно прильнув щекой к щеке Марии. Нимбы над Богородицей и Христом сопряжены. Головы Матери и Сына обращены друг к другу, что символизирует единство Христа и Христового Храма. Характерная черта, по которой можно определить Владимирскую икону, – особенное положение ножки Младенца Иисуса. Она согнута таким образом, что видная вся ступня («пяточка»). Богородица одета в красный мафорий. Изображение находится на золотом фоне, который олицетворяет божественный свет.

Православная иконописная традиция включает в себя как односторонние иконы (их обратная сторона может быть закрыта тканью), так и двусторонние. То есть, обратная сторона доски также имеет изображение. Самая известная из подобных святынь – Владимирская Богоматерь и есть основным изображением. На обороте написан образ-символ «Этимасия». Мы видим то, что уготовано Господу Иисусу: престол с расположенными на его поверхности орудиями страстей (терновый венец, крест, гвозди, копье, губка, которая смочена в уксусе).

Владимирская Богоматерь

На нижней части Владимирского образа Богоматери остались следы от ручки, что свидетельствует о том, что это была выносная икона. Со временем предпринимались шаги для «починки» или обновления образа. Предположительно это делали четыре раза: в XIII, XIV, XV и XVI веках.

Списки святой Владимирской иконы

На Руси списки с чтимой чудотворной иконы Владимирской Божьей Матери стали появляться с 1480 года, после того как ее переместили в Москву. Среди них есть как точные, так и самостоятельные изображения, отличающиеся от оригинала, но выполненные с соблюдением всех требуемых канонов.

  • Наиболее точный список данной иконы. Этот образ скопирован с оригинала в начале XV века, скорее всего, преподобным иконописцем святым Андреем Рублевым. Извод хранится на месте, прежде занимаемом оригиналом в Успенском соборе города Владимир.
  • Богоматерь Владимирская – икона («Запасная»), повторяющая размером оригинал. Размещена в Успенском соборе Московского Кремля. Из-за не слишком высокого качества исполнения иконы некоторые исследователи склоняются к мнению, что авторство копии принадлежит неизвестному автору первой четверти XV века.
  • Копия, которая находится в Центральном музее древнерусского искусства и культуры имени Андрея Рублева. Лик Богородицы и Младенца Иисуса отличается от оригинального (привезенного из Константинополя).
  • Владимирский образ из Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Написан в начале XV века.
  • Представляет интерес список образа Умиление, выполненный Школой Дионисия предположительно 1514 года. Он хранится в Успенском соборе Московского Кремля. Это двухсторонняя икона, на обратной стороне которой можно увидеть традиционное для этого типа изображение «Этимасии». Ее оригинальность заключается в изображениях фигур русских и византийских святителей (святых епископов) и божественных сцен. Здесь мы видим Благовещение, Сретение, Крещение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие, пр. Среди святителей есть неизвестные, Леонтий Ростовский, митрополит Петр, митрополит Алексий, Николай Мирликийский, пр.

В начале XVII века икона находилась у амвона против царских врат, позднее в алтаре в боковом иконостасе Петропавловского придела

  • Владимирская икона Богоматери в окружении избранных святых (на полях). Копия находится в Государственном музее-заповеднике «Ростовский Кремль».
  • Извод Владимирской иконы Божией Матери в окружении сцен, изображающих праздники (18 клейм). Работа датируется концом XVI века. Ее можно увидеть в Историко-художественном музее города Сольвычегодска.
  • Богоматерь Владимирская и праздники в 20 клеймах. Икона написана в начале XVII века. Находится в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга. Традиционный образ Богоматери с Младенцем окаймляют широкие поля с 20 изображениями, описывающих ключевые события из Ветхого, Нового Заветов.
  • Трехстворчатый Складень с Владимирской Божией Матерью, праздниками и ликами святых можно увидеть в собрании Государственной Третьяковской галереи.
  • Богоматерь Владимирская «Насаждение древа…» написана Ушаковым Симоном Федоровичем 1663 года.

Чудеса, которые происходят от Владимирской иконы Богородицы

Еще князь Андрей Боголюбский, когда привез с собой во Владимир чудотворную богородичную икону (1163–1164), распорядился, чтобы монахи тщательно записывали в специальную книгу случаи чудес «Пресвятыя Богородицы Володимирьской». Составителями стали иереи: Нестор, Лазарь, Микула. В «Сказании» записано 10 чудес, которые ниспослала Дева Мария по молитвам, обращенным к святой иконе.

  1. По дороге князя из Вышгорода к Переславлю на реке Вазузе путникам понадобился проводник. Но искавший брод человек, вдруг оступился и начал тонуть. По горячей молитве, произносимой князем перед иконой, проводник спасся.
  2. Супруга священника Микулы ожидала ребенка. Однажды, когда женщина выполняла работу во дворе, взбесившийся конь напал на нее. По молитве женщина спаслась, не получив повреждений.
  3. К Успенскому собору (город Владимир) пришел бедный человек, рука которого усохла. Обратившись к Владимирскому образу, он стал молиться и просить помощи с верой и слезами. Явилась Пречистая, взяла больного за руку, не отпуская до конца службы. Человек исцелился, что засвидетельствовали князь Андрей Боголюбский, священник Нестор.
  4. У жены князя Андрея сложно проходили роды. Время выпало на праздник Успения Пресвятой Богородицы. Владимирский образ Богородицы омыли водой и дали ее выпить княгине. После этого она разрешилась сыном, которого назвали Юрием.
  5. Омыв ребенка водою от иконы Девы Марии, его спасли от чародейства.
  6. После омовения водой от Владимирского лика Приснодевы исцелилась сердечная больная из города Муром.
  7. Игуменья Мария из монастыря города Славятина (возле Переславля-Хмельницкого) по какой-то причине ослепла. Тогда ее родной брат Борис, который служил воеводой дружины князя Андрея, попросил священника Лазаря дать ей немного воды после омовения чудотворной Владимирской иконы. Игуменья помазала очи, остальную воду выпила с верой в силу воды, молитвой и сразу прозрела.
  8. Женщина по имени Ефимия целых семь лет страдала от заболевания сердца. Услышав от священника Лазаря о целебных свойствах воды после омовения ею Владимирской иконы Богородицы, она послала в дар с человеком к иконе во Владимир множество своих золотых украшений. После получения святой воды женщина с большой верой помолилась, выпила ее и стала здоровой.
  9. Одна боярыня, проживающая в Твери, не могла разродиться целых трое суток, она уже находилась при смерти. Священник Лазарь захотел помочь и посоветовал дать обет Владимирской святой Богородице. Барыня так и сделала. Вскорости роды благополучно завершились рождением крепкого мальчика. Чтобы достойно отблагодарить святыню, боярыня передала Владимирскому чудотворному образу любимые драгоценные украшения из серебра, золота, камней.
  10. Во Владимире произошло большое несчастье. Золотые ворота под проездной башней, которые по сей день расположены в городе, упали. Под тяжелыми створками пострадало 12 человек. Князь Андрей Боголюбский взмолился к Пречистой Деве с призывом о милости, помощи, исцелении перед святой Владимирской иконой. По вмешательству Богородицы все 12 человек не просто остались живыми, но и не обнаружили на теле никаких увечий.

О чем молить Владимирскую икону Пресвятой Божией Матери

  • Об обретении верного пути, о поиске истины, принятии верного решения.
  • О приумножении душевных сил, чтобы преодолеть тяжелый этап в жизни, об укреплении веры.
  • Об исцелении от физических недугов, немощей. Особенно часто помогает при болезнях глаз и сердца.
  • О надежной защите от вражды, об избавлении от смуты, греховных помыслов.

Владимирская Икона Богоматери способна укрепить ослабевшие брачные узы, сделать брак счастливым. Она препятствует появлению ссор, непониманий, раздоров как в семье, так и в коллективе и государстве.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...