Псково-Печерская икона Умиление – покровительница северо-западных русских земель

Псковско-Печерская икона Умиление

Псково-Печерская икона Умиление – один из наиболее почитаемых образов Пресвятой Божьей Матери, который получил славу благодаря особому заступничеству Северо-Западных земель России. Печерская летопись называла эту икону Владимирской. Это было сделано неслучайно, ведь по сути Псково-Печерская икона «Умиление» является изводом святого чудотворного образа Богородицы Владимирской. Ее привез (1154 год) князь Андрей Юрьевич Боголюбский из Киева во Владимир. 26 августа 1395 года икону с почестями перенесли в московский Успенский собор.

Иконографический тип «Умиление»

«Умиление» – один из трех основных иконографических типов богородичных икон, принятых православными церковными канонами (два других: Оранта/Знамение и Одигитрия/Путеводительница). Русское название является свободным (неточным) толкованием с греческого «Елеуса» (έλεουσα), что буквально значит «милостивая», «сострадающая». Изначально так именовали саму Деву Марию еще во времена Византии. Позже определение перешло на конкретную иконографическую схему. Греческое название икон «Умиление» – «Гликофилуса» («Сладкое лобзание»).

Этот тип изображений наиболее трогательный, лиричный. Он показывает близость общения, духовную связь между Пречистой Богородицей и Сыном – Младенцем Иисусом. Композиционно икона «Умиление» представляет собой поясное (чаще всего) изображение двух фигур: Матери Божией и Христа, сидящего на ее руке. Они нежно прильнули ликами друг к другу. Мария склонила голову к голове Сына. Христос рукою обнимает шею Матери. Такое положение символично и неоднозначно, оно выражает глубокую богословскую идею. Пречистая Богородица предстает перед нами в двух ипостасях: во-первых, она любящая Мать, которая ласкает Сына, во-вторых, это христианская Душа, которая близко общается с Богом. Богоматерь «Умиление» считают наиболее интимной иконой, наполненной мистическим содержанием.

Умиление

Появление нового чудотворного образа

Псково-Печерский образ Богородицы «Умиление», как свидетельствует предание, был написан благочестивым монахом Арсением (Хитрошем) в начале XVI века. Иконописец постился, просил помощи, благословения Богородицы, вкладывая в мазки любовь, смирение, талант, чтобы выполнить работу, как приличествует по отношению к Богу, применяя добрые и честные краски, тщательно. Некоторое время спустя (1521 год) два псковских купца Феодор и Василий принесли икону преподобному игумену Корнилию, тогдашнему настоятелю Псковско-Печерского монастыря.

Святой богородичный образ прославился чудодейственной силой, помощью христианам. Он поддерживал православных в непростые моменты жизни. Начиная с 1524 года, в городе Псков и многих других землях вокруг него распространились рассказы о случаях чудесных исцелений, которые были ниспосланы молящимся на обращение к Псковско-Печерской иконе «Умиление».

Первые исцеления по молитве иконе «Умиление»

Росла и ширилась слава Псковско-Печерского образа, приходили люди, ставили свечи, склонив голову, делились с Богородицей своими горестями, радостями, просили у Пречистой помощи, поддержки, заступничества. А получив ответ на молитвы, возвращались к святому лику, чтобы восславить Господа и поблагодарить Заступницу Небесную.

Исцеление слепцов

Чудесное исцеление было даровано слепцам по их молитвам. Вдова Мария Терентьева, которая проживала в Подкопорье за Невой, ослепла. Женщина уже два года и девять месяцев ничего не могла видеть. Она с верой и надеждой пришла поклониться иконе, рассказать о своей беде. Совершив молитву образу Приснодевы с Младенцем Христом в церкви Живоначальной Троицы, слепая следовала через двор к чудодейственной иконе, и внезапно ей было даровано прозрение.

Благодаря искренней праведной молитве 26 марта 1603 года вернулось зрение крестьянину Григорьеву Потапию. Он был жителем Луцкого уезда, что в Надвинском стане, и до чудесного вмешательства не видел почти шесть лет.

Икона Умиление

Сын боярина Иван Ступицын истово превозносил молитвы Богородице, прося помощи. У молодого человека из-за сведения жил, левая рука практически перестала работать. По молитвам, смирению Ивану было даровано исцеление.

Иноки святой обители по крупицам собирали свидетельства о Божественной помощи и случаях исцелений, вели записи в специальных церковных книгах. Сегодня древние летописные свидетельства рассказывают нам, что Божья Матерь помогала не только православным, получив свидетельства о чудодейственности святого образа, к ней направлялись иноверцы, латиняне, выходцы из немецкой земли. Милостивая Заступница даровала помощь всем, кто приходил с искреннею верою. Свидетелями этого были жители Великого Новгорода и Пскова.

Икона Божией Матери Умиление Псково-Печерская не только милостиво помогала людям в их житейских проблемах, работе, отношениях, исцеляла недужих. Она укрепляла рабов Божиих в их ратных делах, укрепляла веру, помогала быть самоотверженными защитниками своей земли.

Помощь иконы в Ливонской войне

При царствовании Иоанна Грозного во время непростой Ливонской войны войско литовского князя польского короля Стефана Батория подходило (1581год) к оплоту северо-западных российских земель, городу Пскову. В это время благочестивому старцу Дорофею явилась Пресвятая Богородица, чтобы предупредить о надвигающейся опасности осады. Приснодева сокрушалась, что за людские грехи, жителей города может настичь большое несчастье. Дева Мария сказала старцу, что следует делать для спасения. Старец поведал о видении и наказе архиепископу, который призвал игумена Псковско-Печерской обители благочестивого Тихона со святыми иконами «Умиление» и «Успение». Священники с игуменом и образами Богородицы совершали множественные молебны во всех специальных местах, на которые указала явившаяся Заступница.

И вот август 1581 года. Стефан Баторий со своим 100-тысячным польско-литовским войском взял в осаду Псков. Враги собирались быстро сломать защитников города, чтобы двигаться дальше к Великому Новгороду и Москве. Историки утверждают, что тогда Псков населяло почти 20 000 горожан. Практически все взрослые жители города занялись защитой. Мужчины взяли в руки оружие с намерением сражаться до самого конца. Женщины с детьми, как могли, помогали оборонять стены родного города. Гарнизон составлял всего 13-16 тысяч военных. Для поддержки осажденных в Псков переправили чудотворные иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» и «Успение».

Начался штурм. Враги нещадно обстреливали стены города тяжелыми калеными ядрами. Пушки установили на колокольню Мирожской обители, поэтому некоторые преодолевали оборонительные укрепления, попадая за стену. Одно из ядер, даже попало в образ Пречистой Девы, помещенный на стену, но настолько была сильна защита Богородицы, что икона не пострадала, стена осталась целой и люди на ней. Осада продолжалась пять долгих месяцев. Тридцать раз польские войска пытались захватить город, но каждый раз терпели неудачу.

Длительная осада обессилила защитников Пскова и польское войско, враги отступили. Январь 1582 года. Великое Литовское княжество было вынуждено заключить Ямпольский мир – договор о перемирии с Россией 10 лет. С благодарностью за поддержку и помощь в наиболее тяжелые времена православные украсили Псковско-Печерский образ «Умиление» драгоценным окладом с алмазами, аметистами, изумрудами, отборным жемчугом.

Традиции Крестных Ходов

Знаком почитания Великой Заступницы Псковско-Печерской иконы «Умиление» стала хорошая традиция. Каждый год в седьмую Пасхальную неделю устраивают крестный ход с иконами, хоругвями, песнопениями от Псковско-Печерского монастыря до Пскова, а точнее к соборной апостольской церкви Животворящей Пресвятой Нераздельной Троицы. Будущие поколения не должны забывать о славной истории, следует знать настоящие народные реликвии, которые помогли выстоять в часы испытаний, победить неприятеля.

Псково-Печерская обитель издавна известна своими крестными ходами. В одной из старых монастырских летописей есть отдельная глава, посвященная порядку и традициям проведения крестного хода. Его написали именно после установления вышеуказанного действия. Этот обычай беспрерывно соблюдали с 1601 до 1918 года. Октябрьский переворот внес изменения в уклад жизни православных, наступило сложное время. Только в 1997 году традицию возродили. В наше время Псково-Печерскую икону Божией Матери «Умиление» носят крестным ходом внутри монастыря – в Михайловскую церковь из Успенской, а затем обратно. Совершают его в осеннюю пору 7 (по старому стилю 20) октября на храмовый праздник святого чудотворного образа.

Умиление

Псковско-Печерский образ «Умиление» в войне 1812 года

Много раз иноземные завоеватели посягали на православные земли и народ. С начала XVII века к стенам монастыря подходили литовские, шведские, польские завоеватели. Они каждый раз коварно пользовались внутренними разногласиями, неурядицами и шли с огнем и мечем на русскую землю.

Отечественная война 1812 года была направлена против французских войск Наполеона. Он победно прошел по Европе и полагал, что Российская территория пополнит список завоеваний. Итак, 17-18 августа 1812 года войска Бонапарта заняли Полоцк. Угроза захвата Пскова стала реальной как никогда раньше. Псковичи, как всегда, в тяжелой ситуации, уповали на Заступницу. По просьбе горожан, из святой обители принесли образы Богородицы «Умиление», «Успение», а также старинную хоругвь, на которой был изображен Спас Нерукотворный. Крестный ход с участием псковичей, монахов, священников со святынями провели 7 октября. Общая молитва была услышана – русские воины сумели вернуть себе Полоцк, а родному городу Пскову уже ничего не грозило.

Во славу этого исторического события Печерский монастырь получил еще один новый храм, посвященный святому Божьему Архистратигу Михаилу (1815-1827 год). Чудотворный образ Девы Марии «Умиление», одну из важнейших христианских святынь Псковско–Покровской обители, поместили на хранение у правого клироса.

Икона в XX веке

XX век сразу выдался непростым для людей, церкви и страны. Две войны стали огромным потрясением. Псково-Печерская обитель, несмотря на лишения, бережно хранила вековые традиции. Этому способствовало то, что, согласно условиям Тартуского договора (2 февраля 1920года), монастырь с городом Печоры находился до 1940 года в подчинении буржуазной Эстонии. Таким образом, монастырь избежал разорения, уничтожения. Он стал одним из немногих храмов, которые не прекращали служения Господу.

Псковско-Печерская икона

После окончания Великой Отечественной войны монастырские сооружения оказались повреждены или разрушены. Но иноки не опускали рук, молитва укрепляла их дух, придавала силы, чтобы отстроить, отремонтировать строения, вернуть обитель к жизни.

Псковско-Печерский образ Богородицы в Риге

Каждый год, начиная с 1892-го и вплоть до 1914-го, в сентябре (8-30) Псково-Печерская чудотворная икона «Умиления» Божией Матери отправлялась в Ригу. В городе образ с почетом и молитвой поднимали во все православные храмы города, а также в частные дома. При встрече, провожании иконы нужно было следовать определенной, четко сформированной процедуре.

  • Время пребывания образа в Риге устанавливался с 8 сентября до 30, точное время должно быть согласовано с расписанием поездов Псково-Рижской ж/д.
  • Накануне 8 сентября в Благовещенскую церковь из Алексеевского и Александровского храмов следует доставить церковную утварь для крестного хода (хоругви, кресты, иконы, фонари).
  • Городское духовенство с крестным ходом встречают святую реликвию. Затем сопровождают святыню до Собора.
  • Возле Собора собирается второй крестный ход во главе с Высокопреосвященнейшим Владыкой. Икону вносят в Собор, совершая Божественную литургию, молебное пение Пресвятой Богородице.
  • По окончании посещения (30 сентября) чудотворный образ вносят в Собор к Литургии. Прибывают священники, монахи, Архипастырь. Совершается молебен. В часовне, расположенной поблизости Риго-Двинского вокзала, снова служат молебен.
  • Икона вносится в вагон.
  • Для встречи и проводов духовные лица берут наилучшее облачение.
  • Во время встречи и проводов бьют в колокола Александровской, Благовещенской, Всесвятской и Соборной церквей.

Празднование святого образа «Умиление»

Праздник иконы «Умиление» отмечают 7 октября. Он приурочен памяти спасения города Пскова от захвата и разграбления французскими войсками в Отечественной войне 1812 года. Кроме того, празднования чудотворной иконы установлены в дни 26 августа, 21 мая, 23 июня.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...