Псково-Печерская икона Умиление – покровительница северо-западных русских земель

Псковско-Печерская икона Умиление

Псково-Печерская икона Умиление – один из наиболее почитаемых образов Пресвятой Божьей Матери, который получил славу благодаря особому заступничеству Северо-Западных земель России. Печерская летопись называла эту икону Владимирской. Это было сделано неслучайно, ведь по сути Псково-Печерская икона «Умиление» является изводом святого чудотворного образа Богородицы Владимирской. Ее привез (1154 год) князь Андрей Юрьевич Боголюбский из Киева во Владимир. 26 августа 1395 года икону с почестями перенесли в московский Успенский собор.

Иконографический тип «Умиление»

«Умиление» – один из трех основных иконографических типов богородичных икон, принятых православными церковными канонами (два других: Оранта/Знамение и Одигитрия/Путеводительница). Русское название является свободным (неточным) толкованием с греческого «Елеуса» (έλεουσα), что буквально значит «милостивая», «сострадающая». Изначально так именовали саму Деву Марию еще во времена Византии. Позже определение перешло на конкретную иконографическую схему. Греческое название икон «Умиление» – «Гликофилуса» («Сладкое лобзание»).

Этот тип изображений наиболее трогательный, лиричный. Он показывает близость общения, духовную связь между Пречистой Богородицей и Сыном – Младенцем Иисусом. Композиционно икона «Умиление» представляет собой поясное (чаще всего) изображение двух фигур: Матери Божией и Христа, сидящего на ее руке. Они нежно прильнули ликами друг к другу. Мария склонила голову к голове Сына. Христос рукою обнимает шею Матери. Такое положение символично и неоднозначно, оно выражает глубокую богословскую идею. Пречистая Богородица предстает перед нами в двух ипостасях: во-первых, она любящая Мать, которая ласкает Сына, во-вторых, это христианская Душа, которая близко общается с Богом. Богоматерь «Умиление» считают наиболее интимной иконой, наполненной мистическим содержанием.

Умиление

Появление нового чудотворного образа

Псково-Печерский образ Богородицы «Умиление», как свидетельствует предание, был написан благочестивым монахом Арсением (Хитрошем) в начале XVI века. Иконописец постился, просил помощи, благословения Богородицы, вкладывая в мазки любовь, смирение, талант, чтобы выполнить работу, как приличествует по отношению к Богу, применяя добрые и честные краски, тщательно. Некоторое время спустя (1521 год) два псковских купца Феодор и Василий принесли икону преподобному игумену Корнилию, тогдашнему настоятелю Псковско-Печерского монастыря.

Святой богородичный образ прославился чудодейственной силой, помощью христианам. Он поддерживал православных в непростые моменты жизни. Начиная с 1524 года, в городе Псков и многих других землях вокруг него распространились рассказы о случаях чудесных исцелений, которые были ниспосланы молящимся на обращение к Псковско-Печерской иконе «Умиление».

Первые исцеления по молитве иконе «Умиление»

Росла и ширилась слава Псковско-Печерского образа, приходили люди, ставили свечи, склонив голову, делились с Богородицей своими горестями, радостями, просили у Пречистой помощи, поддержки, заступничества. А получив ответ на молитвы, возвращались к святому лику, чтобы восславить Господа и поблагодарить Заступницу Небесную.

Читайте далее:  Иконы чудотворца Николая Угодника

Исцеление слепцов

Чудесное исцеление было даровано слепцам по их молитвам. Вдова Мария Терентьева, которая проживала в Подкопорье за Невой, ослепла. Женщина уже два года и девять месяцев ничего не могла видеть. Она с верой и надеждой пришла поклониться иконе, рассказать о своей беде. Совершив молитву образу Приснодевы с Младенцем Христом в церкви Живоначальной Троицы, слепая следовала через двор к чудодейственной иконе, и внезапно ей было даровано прозрение.

Благодаря искренней праведной молитве 26 марта 1603 года вернулось зрение крестьянину Григорьеву Потапию. Он был жителем Луцкого уезда, что в Надвинском стане, и до чудесного вмешательства не видел почти шесть лет.

Икона Умиление

Сын боярина Иван Ступицын истово превозносил молитвы Богородице, прося помощи. У молодого человека из-за сведения жил, левая рука практически перестала работать. По молитвам, смирению Ивану было даровано исцеление.

Иноки святой обители по крупицам собирали свидетельства о Божественной помощи и случаях исцелений, вели записи в специальных церковных книгах. Сегодня древние летописные свидетельства рассказывают нам, что Божья Матерь помогала не только православным, получив свидетельства о чудодейственности святого образа, к ней направлялись иноверцы, латиняне, выходцы из немецкой земли. Милостивая Заступница даровала помощь всем, кто приходил с искреннею верою. Свидетелями этого были жители Великого Новгорода и Пскова.

Икона Божией Матери Умиление Псково-Печерская не только милостиво помогала людям в их житейских проблемах, работе, отношениях, исцеляла недужих. Она укрепляла рабов Божиих в их ратных делах, укрепляла веру, помогала быть самоотверженными защитниками своей земли.

Помощь иконы в Ливонской войне

При царствовании Иоанна Грозного во время непростой Ливонской войны войско литовского князя польского короля Стефана Батория подходило (1581год) к оплоту северо-западных российских земель, городу Пскову. В это время благочестивому старцу Дорофею явилась Пресвятая Богородица, чтобы предупредить о надвигающейся опасности осады. Приснодева сокрушалась, что за людские грехи, жителей города может настичь большое несчастье. Дева Мария сказала старцу, что следует делать для спасения. Старец поведал о видении и наказе архиепископу, который призвал игумена Псковско-Печерской обители благочестивого Тихона со святыми иконами «Умиление» и «Успение». Священники с игуменом и образами Богородицы совершали множественные молебны во всех специальных местах, на которые указала явившаяся Заступница.

И вот август 1581 года. Стефан Баторий со своим 100-тысячным польско-литовским войском взял в осаду Псков. Враги собирались быстро сломать защитников города, чтобы двигаться дальше к Великому Новгороду и Москве. Историки утверждают, что тогда Псков населяло почти 20 000 горожан. Практически все взрослые жители города занялись защитой. Мужчины взяли в руки оружие с намерением сражаться до самого конца. Женщины с детьми, как могли, помогали оборонять стены родного города. Гарнизон составлял всего 13-16 тысяч военных. Для поддержки осажденных в Псков переправили чудотворные иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» и «Успение».

Читайте далее:  Икона Пресвятой Богородицы «Всецарица»

Начался штурм. Враги нещадно обстреливали стены города тяжелыми калеными ядрами. Пушки установили на колокольню Мирожской обители, поэтому некоторые преодолевали оборонительные укрепления, попадая за стену. Одно из ядер, даже попало в образ Пречистой Девы, помещенный на стену, но настолько была сильна защита Богородицы, что икона не пострадала, стена осталась целой и люди на ней. Осада продолжалась пять долгих месяцев. Тридцать раз польские войска пытались захватить город, но каждый раз терпели неудачу.

Длительная осада обессилила защитников Пскова и польское войско, враги отступили. Январь 1582 года. Великое Литовское княжество было вынуждено заключить Ямпольский мир – договор о перемирии с Россией 10 лет. С благодарностью за поддержку и помощь в наиболее тяжелые времена православные украсили Псковско-Печерский образ «Умиление» драгоценным окладом с алмазами, аметистами, изумрудами, отборным жемчугом.

Традиции Крестных Ходов

Знаком почитания Великой Заступницы Псковско-Печерской иконы «Умиление» стала хорошая традиция. Каждый год в седьмую Пасхальную неделю устраивают крестный ход с иконами, хоругвями, песнопениями от Псковско-Печерского монастыря до Пскова, а точнее к соборной апостольской церкви Животворящей Пресвятой Нераздельной Троицы. Будущие поколения не должны забывать о славной истории, следует знать настоящие народные реликвии, которые помогли выстоять в часы испытаний, победить неприятеля.

Псково-Печерская обитель издавна известна своими крестными ходами. В одной из старых монастырских летописей есть отдельная глава, посвященная порядку и традициям проведения крестного хода. Его написали именно после установления вышеуказанного действия. Этот обычай беспрерывно соблюдали с 1601 до 1918 года. Октябрьский переворот внес изменения в уклад жизни православных, наступило сложное время. Только в 1997 году традицию возродили. В наше время Псково-Печерскую икону Божией Матери «Умиление» носят крестным ходом внутри монастыря – в Михайловскую церковь из Успенской, а затем обратно. Совершают его в осеннюю пору 7 (по старому стилю 20) октября на храмовый праздник святого чудотворного образа.

Умиление

Псковско-Печерский образ «Умиление» в войне 1812 года

Много раз иноземные завоеватели посягали на православные земли и народ. С начала XVII века к стенам монастыря подходили литовские, шведские, польские завоеватели. Они каждый раз коварно пользовались внутренними разногласиями, неурядицами и шли с огнем и мечем на русскую землю.

Отечественная война 1812 года была направлена против французских войск Наполеона. Он победно прошел по Европе и полагал, что Российская территория пополнит список завоеваний. Итак, 17-18 августа 1812 года войска Бонапарта заняли Полоцк. Угроза захвата Пскова стала реальной как никогда раньше. Псковичи, как всегда, в тяжелой ситуации, уповали на Заступницу. По просьбе горожан, из святой обители принесли образы Богородицы «Умиление», «Успение», а также старинную хоругвь, на которой был изображен Спас Нерукотворный. Крестный ход с участием псковичей, монахов, священников со святынями провели 7 октября. Общая молитва была услышана – русские воины сумели вернуть себе Полоцк, а родному городу Пскову уже ничего не грозило.

Читайте далее:  Икона божией матери августовской.

Во славу этого исторического события Печерский монастырь получил еще один новый храм, посвященный святому Божьему Архистратигу Михаилу (1815-1827 год). Чудотворный образ Девы Марии «Умиление», одну из важнейших христианских святынь Псковско–Покровской обители, поместили на хранение у правого клироса.

Икона в XX веке

XX век сразу выдался непростым для людей, церкви и страны. Две войны стали огромным потрясением. Псково-Печерская обитель, несмотря на лишения, бережно хранила вековые традиции. Этому способствовало то, что, согласно условиям Тартуского договора (2 февраля 1920года), монастырь с городом Печоры находился до 1940 года в подчинении буржуазной Эстонии. Таким образом, монастырь избежал разорения, уничтожения. Он стал одним из немногих храмов, которые не прекращали служения Господу.

Псковско-Печерская икона

После окончания Великой Отечественной войны монастырские сооружения оказались повреждены или разрушены. Но иноки не опускали рук, молитва укрепляла их дух, придавала силы, чтобы отстроить, отремонтировать строения, вернуть обитель к жизни.

Псковско-Печерский образ Богородицы в Риге

Каждый год, начиная с 1892-го и вплоть до 1914-го, в сентябре (8-30) Псково-Печерская чудотворная икона «Умиления» Божией Матери отправлялась в Ригу. В городе образ с почетом и молитвой поднимали во все православные храмы города, а также в частные дома. При встрече, провожании иконы нужно было следовать определенной, четко сформированной процедуре.

  • Время пребывания образа в Риге устанавливался с 8 сентября до 30, точное время должно быть согласовано с расписанием поездов Псково-Рижской ж/д.
  • Накануне 8 сентября в Благовещенскую церковь из Алексеевского и Александровского храмов следует доставить церковную утварь для крестного хода (хоругви, кресты, иконы, фонари).
  • Городское духовенство с крестным ходом встречают святую реликвию. Затем сопровождают святыню до Собора.
  • Возле Собора собирается второй крестный ход во главе с Высокопреосвященнейшим Владыкой. Икону вносят в Собор, совершая Божественную литургию, молебное пение Пресвятой Богородице.
  • По окончании посещения (30 сентября) чудотворный образ вносят в Собор к Литургии. Прибывают священники, монахи, Архипастырь. Совершается молебен. В часовне, расположенной поблизости Риго-Двинского вокзала, снова служат молебен.
  • Икона вносится в вагон.
  • Для встречи и проводов духовные лица берут наилучшее облачение.
  • Во время встречи и проводов бьют в колокола Александровской, Благовещенской, Всесвятской и Соборной церквей.

Празднование святого образа «Умиление»

Праздник иконы «Умиление» отмечают 7 октября. Он приурочен памяти спасения города Пскова от захвата и разграбления французскими войсками в Отечественной войне 1812 года. Кроме того, празднования чудотворной иконы установлены в дни 26 августа, 21 мая, 23 июня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector