Иверская икона Пресвятой Богородицы в Москве: почитание, поругание, возрождение веры

Иверская икона Пресвятой Богородицы милостиво смотрит на подходящих к ней людей. Они ставят свечи, тихо опускаются перед образом на колени, целуют полы ризы, обращаются со словами молитвы, прося о помощи, защите, поддержке. Знакомый темный лик выглядит скорбным и милостивым. Он понимает, слышит, смотрит в душу каждому.

Иверская икона Божией Матери с давних времен почитается всеми христианами, а между святым ликом и историей Москвы существует исключительная особая связь. Первый список афонской иконы, стоящий в часовенке у Воскресенских ворот, уже несколько сотен лет встречает жителей и гостей столицы. Люди любят, верят в силу святой иконы, ведь она сама многое видела и претерпела: рана на богородичном лике – видимое подтверждение этому.

Начало истории Иверского образа Божией Матери

Существует предание, что автором Иверской иконы является сам апостол Христа, евангелист, первый иконограф Лука. А рана на образе Пречистой появилась еще в Никее (IX век) от удара копьем, нанесенного римским воином-иконоборцем. Увидев кровь, проступившую из поврежденного на иконе места, его жестокое сердце дрогнуло, и он отступил. А позже принял монашеский постриг. Возможно, это было одно из первых чудес благословленного образа Богоматери – Всемилостивая не наказала человека за содеянное зло, а пожалела, образумила, подарив его душе мир и веру. Вдова, дома у которой хранился образ, желая спасти дорогую сердцу святыню, отнесла ее к берегу, затем опустила в море. Удивительно, но икона не легла на воду, а встала вертикально и поплыла.

Дальнейшая достоверная история святого лика с XI века сохранена монахами Иверского монастыря, что на горе Афон. Одного дня иноки из святой обители увидели вдалеке на морской поверхности горящий столп, который достигал до самого неба. Вышли они на берег с молитвой на устах и увидели чудо. На воде стояла икона Божией Матери, а излучаемый ею чистый свет поднимался до небес. Да только чем ближе подходили монахи к кромке воды, тем далее отдалялся от них образ. Вернулись они в храм, обратились с молитвой к Иисусу Христу и Богородице о позволении взять новую чудесную реликвию.

Монреальская Иверская икона

По повелению Царицы Небесной старец Гавриил, пройдя по воде, как по земной тверди, принял икону и передал ее братии. Поставили монахи обретенную святыню в алтарь, но поутру не нашли ее там. Отыскали икону над монастырскими вратами. Следующих два дня снова все повторилось. Вновь явилась Богоматерь во сне старцу Гавриилу, велела передать, что не желает образ быть охраняемым, так как сам есть их охрана и защита. Иноки соорудили для святыни храм у ворот. С тех пор обретенная икона навсегда осталась в святой обители, стала носить имя Иверская икона Богородицы, а по месту ее обитания – Вратарница.

Иверская святыня в Москве

Слава об обретенной иконе Богородицы, творимых ею чудесах облетела весь христианский мир. Во времена правления русского царя Алексея Михайловича Романова архимандрит московского Новоспасского монастыря (будущий патриарх) Никон обратился к монахам Святой Горы с просьбой изготовить точный извод с оригинала Иверской иконы Пресвятой Божией Матери.

Перед тем как приступить к работе, 365 иноков обители по два раза еженедельно пели молебен, служили всенощную, а также святую литургию. Далее с соблюдением всех полагающихся условий инок афонского монастыря Ямвлих Романов «со тщанием» писал (1648 год) лики Богородицы с Сыном полностью соответствующие хранимой Иверской иконе. Но дополнил композицию рисунками на полях, изобразив двенадцать апостолов и ангелов. Используемые краски разводились водою, которой омывали первоначальную Иверскую реликвию. Сам же художник при написании образа постился все дни, кроме субботних и воскресных.

Когда икона добралась до стен Москвы, большая процессия, возглавляемая государем, встречала святыню у Воскресенских ворот Китай-города, а следом шло множество народа. В память о первом появлении Иверской иконы Приснодевы в России 13 октября (26 октября по старому стилю) установили ежегодное празднование этого события. В первое время икону передали Успенскому собору Московского Кремля. Позднее – церкви при доме царицы Марии Ильиничны (Милославской).

Почитание Иверской иконы

Уже в 1654 году святой образ послужил укреплению российской воинской славы. Отправляясь с армией в поход против польского войска, царь Алексей Михайлович вывез икону с собой. Помощь, заступничество Девы Марии, храбрые российские солдаты, уповающие на Господа и Богородицу, принесли победу. По возвращении Иверский образ установили в Смоленском соборе (Новодевичий монастырь), месте со статусом «царского богомолья».

Иверская икона

Почитание Иверского лика Богоматери быстро ширилось по русской земле. Причиной этого были многочисленные творимые ею чудеса помощи, поддержки, удивительных исцелений. Многие храмы хотели иметь у себя извод святого образа. Поэтому монахи со Святой Горы передали Валдайскому Иверскому монастырю вторую копию Вратарницы. К большому сожалению, во времена, когда христианские ценности грубо попирались (советский период), этот образ был утрачен.

Третий (из старейших) список Иверской иконы Небесной Царицы написали уже русские мастера с копии афонского образа. Его главное отличие в немного большем размере. Поместили святыню в Иверской часовне возле Воскресенских ворот Москвы (1669 год).

Возвращение в Новодевичий монастырь

До революции 1917 года Иверский образ только однажды покидал стены Новодевичьей обители. 1913 года Россия всенародно праздновала 300-летие царской династии Романовых, почитаемую икону перенесли в палаты митрополита Чудова монастыря для поклонения. Ко второму чудотворному изводу (российскому), хранимому в Иверской часовне (24 мая 1913 года) прибыл лично император Николай II с сыном. Перед иконой совершили короткий молебен.

С приходом новой власти для православных начались годы лихолетья, поругания веры и святынь. Новодевичий монастырь закрыли 1922 года, отдав (30-е годы) помещение святой обители под учреждение практически противоположного направления, именуемого «Музеем раскрепощения женщины». Позже это место стало отделением Государственного музея истории.

Намоленная православная Иверская святыня в этот период пылилась где-то в хранилищах, но она не пропала, оставаясь в стенах «своего дома». Некоторые небольшие изменения в вопросе религии появились после окончания Великой Отечественной, так стал действовать Успенский собор монастыря. А 1994-й стал годом организации небольшой монашеской общины. Только с 2010 года все сооружения Новодевичьей обители предали Московской епархии. Странным выглядит факт, что после этого акта Иверскую икону Пресвятой Девы не вернули монастырю, где, по сути, она хранилась все время, а перевезли в здание на Красной площади, принадлежащее все тому же Государственному историческому музею. Православные возрадовались, когда без прошений, писем в 2012 году образ торжественно вернули обители.

Иверская часовня – хранительница московской реликвии

Жители столицы всегда с трепетом, уважением относились к Иверской часовне. Икона Божьей Матери имела огромное значение в повседневной жизни и серьезных начинаниях царской семьи, представителей власти, простых горожан.

Почитание святыни

Важные дела люди всегда начинали с похода сюда, молитвой перед образом. Здесь всегда были купцы, студенты, гимназисты. Это было «отрадное перепутье для верующих». С верой и надеждой к Вратарнице шли православные, лютеране, католики, а порой и совсем далекие от церкви люди, уповая на ее заступничество. Многих привела сюда слава иконы об исцелениях больных. В тяжелых случаях святой образ ненадолго покидал стены часовни, ее увозила специальная карета к человеку, который нуждался в помощи Пречистой. На это время место святыни занимал ее точный список.

Поклониться перед святою Иверской иконою при въезде в город стало не просто традицией, а правилом. Зная это, молодой Петр I (1699 год) по возвращении из Европы поехал не к часовне, а к любимой женщине. Москвичи негодовали. Зато, одержав победу в Северной войне, Петр Великий с почетом въехал через Воскресенские ворота и остановился у заветной часовни. С тех пор не было императора, который, прибыв в Первопрестольную, не пошел бы поклониться главной святыне. Легенда повествует, что перед казнью Емельян Пугачев молился на Иверскую, покаявшись перед Господом и государыней. Но один раз и эта реликвия покидала столицу – на два месяца ее вывезли во Владимир, укрывая от Наполеона (1812 год).

Лихолетье

Не обошли стороной тяжелые времена Иверскую часовню. Большевики надругались над московской святыней. Особенно разгулялись безбожники, отмечая Первомай 1918 года. Часовню разграбили, рядом поставили пятиконечную звезду и плакат со словами о том, что религия, является опиумом для людей. Нарушителей никто не пытался ни остановить, ни вразумить. Далее (1923 год) последовало празднование «комсомольского рождества». Здесь были кощунственные слова, непристойности, в завершение перед древней часовней спалили все, что нашли. По велению председателя организации «Союза воинствующих безбожников» члена ЦК Емельяна Ярославского здание часовни уничтожили (1929 год). Но святыни там уже не было, Иверская икона пропала раньше – около 1922 года.

Возвращение к вечным ценностям

Сегодня христианские ценности возрождаются и поднимаются из руин. Иверская часовня, как и сами Воскресенские врата, отстроена с 1994 по 1995 год. Внутри вы увидите современный извод Иверской реликвии, он прислан монахами Святой Горы. Ежедневно здесь людно, московские священники читают акафист Богородице.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...