Иверская икона Божьей Матери: русские списки, особенности иконографии и местонахождение

Иверская икона

К первым изображениям Богородицы, написанным еще евангелистом Лукой, относится Иверская икона Божьей Матери: где находится сегодня святой образ, исполняя свое высшее предназначение? Он был благословлен самой Приснодевой, с тех пор вовеки пребудет с ними сила и благодать Всевышнего. История образа чудесна и удивительна.

Обретение Иверской иконы Богородицы

В IX веке правление Византией императором Феофилом (813-843 годы) стало жестоким временем испытаний для молодой христианской веры, периодом угнетения и уничтожения святых икон. Божественные образы забирали из монашеских обителей, из домов христиан, а затем разжигали на улицах костры, бросали реликвии в огонь. Изображение Богоматери как святыню хранила у себя дома благочестивая вдова, жившая неподалеку от города Никеи. Однажды к ней также пришли воины императора-иконоборца. Один из жестокосердых ударил богородичную икону мечом, и все увидели, как из повреждения на доске потекла кровь. В ужасе наемники отступили, а ударивший пал на колени. Когда растерянные воины покинули дом, женщина решила надежно скрыть икону, чтобы спасти ее от других варваров.

Благочестивая женщина пошла к морю и опустила на воду святой лик. Икона не утонула, а удивительно поплыла по волнам в вертикальном положении. Сын вдовы видел это, после он отправился на Афон, где посвятил себя иночеству. Благодаря его рассказам и свидетельствам предание о чудесной иконе Божией Матери сохранилось.

Прошло много лет, одного дня (1004 года) святой образ Богоматери, окруженный «столпом огненным», появился на море недалеко от Иверской монашеской обители, что на горе Афон. Тогда в Иверском монастыре проживал старец-подвижник по имени Гавриил-Пещерник («Спелеотис»). Дни и ночи он посвящал изучению святых книг, а питался ключевой водой и горными травами. К нему во сне пришла Пречистая, повелела сказать братии и настоятелям, что дает обители свою святую икону для заступничества и помощи. Далее Богородица велела старцу без страха и опаски пойти прямо по воде к иконе. Гавриил выполнил наказ. С молитвой, верой он прошел, ступая просто по поверхности водной глади, взял чудесную икону, а затем вынес ее на сушу.

Икона Божией Матери

Пришедшие крестным ходом монахи внесли образ в обитель и поместили его в алтарь. Но утром следующего дня иконы на месте не оказалось. После безрезультатных поисков святой лик, к всеобщему удивлению, был обнаружен на стене выше монастырских ворот. Его вернули, но наутро все повторилось. И вновь явилась преподобному Гавриилу Пресвятая Богородица. Сказала передать монахам и игумену, что не им хранить Матерь Божию, а она сама явилась, чтобы быть хранительницей. А еще, пока святая икона с обителью, а монахи будут трудолюбивы и добродетельны, не оскудеет для них милость Господа.

Иноки поняли, что чудодейственный образ сам выбрал себе место. Икону разместили в киоте над входом, а вскоре соорудили специально для нее небольшой храм возле врат. Здесь святыня пребывает до сегодняшнего дня. Имя иконе дали по названию обители – Иверская, а также упомянули ее особенность, место пребывания, назвав «Вратарницей» (что на греческом языке звучит как «Портаитисса»).

Иверский монастырь: обитель образа Богородицы

Иверская обитель расположена в чудесном месте – на северо-восточном побережье Святой Горы. Северо-западная сторона монастыря окружена горами с густым лесом. Монастырь получил имя Иверского из-за грузинского происхождения его первых монахов, основателей. Латиняне причинили много бед святой обители, разорили ее (1259 год). С 1285 до 1306 года следовали нападения латинян и каталонцев. Монастырь был в упадке до конца XVI века.

XVII столетие ознаменовалось возрождением Иверского монастыря. К XIX веку политические перевороты изменили расстановку сил, грузин на востоке становилось все меньше. Управлять обителью стали исключительно греки.

Оригинал Иверской иконы Богородицы ни разу не вывозили из обители, святой лик всегда находится на Афоне, в Иверском монастыре. Но по обращениям, молитвам монахи-изографы пишут списки и предоставляют их храмам, монастырям, мирянам. Только три раза каждый год «Вратарницу» выносят из храма:

  1. Перед Христовым Рождеством (после 21.00) монахи с почетом переносят образ в собор и оставляют там до первого понедельника после празднования Собора Иоанна Крестителя.
  2. В день вторника Пасхальной недели иноки совершают крестный ход внутри монастыря.
  3. На празднование Успения Пресвятой Божией Матери.

Иверская икона

Афонское предание гласит, что перед Вторым Пришествием Иверский образ Приснодевы покинет обитель на Афоне. Об этом поведал преподобный Нил (Мироточивый), который являлся монаху Феофану (1813-1819 годы).

Почитание Иверской иконы Богородицы на Руси

История старинной реликвии на Руси начинается с посещения Москвы игуменом Иверской обители архимандритом Пахомием. Монах прибыл в столицу, собирая пожертвования. Узнав о чудесной иконе, царь Алексей Михайлович (Романов) пригласил (середина XVII века) иверских иноков посетить Россию, а архимандрит Никон просил о даровании извода святыни.

Готовя копию русскому царю, иверский иконограф иеромонах, имя которого Ямвлих Романов, соблюдал строгий пост, а другие иноки усердно молились. Список иконы был выполнен идентично оригинальному изображению, соблюдены все размеры. Прибыв в Москву 13 октября 1648 года, иверские монахи (экклисиарх Пахомий, иеродиакон Дамаскин, келарь Игнатий) подарили царю, вышедшему с торжественной процессией навстречу, копию образа Иверской Божьей Матери. В ответ на молитвы чудотворная святыня помогла излечить царскую дочь. Желая отблагодарить Царицу Небесную и Иверских иноков за чудо, русский царь выделил им обитель Святого Николая, расположенную в центре Москвы.

Сначала Вратарницу с почетом вручили Успенскому собору Кремля. Затем передали церкви при доме царицы Марии Ильиничны Милославской. В 1654 году, отправляясь в военный поход, государь взял икону с собой. Сражение под Вязьмой завершилось разгромом вражеских польских войск. В благодарность за одержанную победу Алексей Михайлович поставил Иверский богородичный образ в Смоленском соборе на территории Новодевичьего монастыря. В XVI-XVII веках храм являлся местом «царского богомолья».

Слава об Иверской иконе быстро разошлась по Руси. Появились новые списки:

  • В 1656 году благодаря деятельности Патриарха Никона доставили второй афонский извод Вратарницы для обустройства Валдайской Иверской обители.
  • В 1669 году возвели еще одну московскую (Иверскую) часовню. Место для нее выбрали у Воскресенских ворот Китай-города. Здесь разместили список Иверской иконы Богоматери, написанный в Москве с афонского образа (Новодевичьего монастыря). Новое изображение имело немного больший размер. Сейчас его можно увидеть в Воскресенском храме, что в Сокольниках.
  • Также копия святого образа есть в Третьяковской галерее. Ранее икона находилась в Иверской часовне. Ее брали для молебнов на дому тяжелобольных. Чтобы богородичный лик удобно было транспортировать, внизу сделаны петли.


Днями празднования святой Иверской иконы Богоматери являются:

  • 12 февраля (по старому стилю 25 февраля), во вторник Пасхальной недели в честь явления святыни на Афоне.
  • 13 октября (по старому стилю 26 октября) появление в Москве (1648 год) чудотворного афонского списка образа, дара царю Алексею Михайловичу.

Традиции написания Иверского образа Божьей Матери

Иверская икона Богородицы является особым вариантом иконографического типа «Одигитрии». В византийском искусстве писания он получил название «Милостивая». Изображение наносят на доску вытянутой формы. При этом фигуры Богородицы и Богомладенца заполняют практически всю поверхность. Царица Небесная написана по пояс, ее голова слегка склонена в сторону Христа. Правая рука Девы Марии в молитвенном движении приподнята до уровня груди.

Богомладенец прямо и высоко расположен на левой руке Божьей Матери. Его голова немного откинута назад в повороте к Богородице. Правая рука Христа направлена к руке Матери в двуперстном благословляющем жесте. Левой рукой Иисус удерживает свиток, который вертикально опирается на колено.

Характерной чертой Иверской иконы представляется особое расположение рук Девы Марии, а также повторяющиеся полукруглые складки одежды Богоматери. Эти детали визуально создают определенное место для Божественного Младенца, напоминающее трон. Изображение полностью отвечает поэтической и богословской византийской трактовке образа Пресвятой Богородицы. Она есть вместилище, храм Невместимого. Эта черта четко наблюдается в произведениях искусства Византии периода XI-XII веков.

Прослеживается своеобразная иконопись в изображении святых ликов. У Богоматери и Иисуса массивные, крупные черты, миндалевидные широко раскрытые глаза; взгляд направлен вперед. Мать и Сын имеют сосредоточенное выражение лиц. Обязательной чертой Пречистой является изображение на правой щеке (ланите) раны, нанесенной рукой воина-иконоборца, из которой сочится кровь.

Иверская икона

Копии, написанные монахами Иверского монастыря, не отличаются от оригинала ни размерами, ни изображением. На иконе мастер оставлял автограф на греческом языке. (Например, что эту икону писал Ямвлих Романов, который живет в Иверской келье. Лето 7156). Над головой Девы Марии между двумя ангелами слова «Вратарница Иверская», возле правого плеча – «Милующая». В начале XVI века для иконы из золота и серебра грузинские мастера изготовили драгоценный чеканный оклад. Он полностью покрывал образ, оставляя открытыми только лики Богородицы и Младенца Христа. Украшение точно повторяет иконографию древнего образа, но на полях накладка дополнена чеканными изображениями 12 апостолов.

В чем поможет Иверский лик Богоматери

К Иверской иконе Божией Матери люди приходят с проблемами, бедами, просят о помощи, разрешении дилемм, пр. Прежде всего, Богородица – Великая утешительница, она уменьшит скорби, направит на верный путь. Сельским жителям можно молиться о хорошем будущем урожае, о том, чтобы земля была плодородной.

Само название «Вратарница» говорит о том, что икона оберегает домашний очаг, дом, помогает защитить его от врагов, пожара, отвернет от дома недоброжелателей и напасти. Поэтому держать образ лучше у входа в дом, квартиру или офис.

Чудотворный образ, если нужно, способен вразумить и самих хозяев дома. Старая притча рассказывает историю о голодном путнике, который решил в монастыре поискать пристанища на одну ночь. Время для обители было нелегкое, и привратник решил взять плату с человека. Денег у него не было, поэтому остался путник без пищи и крова. Продолжая свой путь, он повстречал женщину, которая дала ему золотую монету. Бедняк обрадовался и вернулся к монахам, чтобы поесть за плату. Когда иноки взяли монету, поразились. Точно такими же был украшен оклад Иверской иконы. И поняли они – сама Богородица пожалела бедняка, пристыдив их.

Раскаялись иноки, захотели угостить путника, да только все их продукты испортились. С тех пор больше никогда монахи не брали денег за кров, хлеб и воду. Они радушно встречают своих гостей, угощая их ракией, фруктами, сладким лукумом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...