Значение и история иконы Похвала Пресвятой Богородицы

Похвала Пресвятой Богородицы

Икона Похвала Пресвятой Богородицы является иконографическим прославлением Пречистой Девы. В соответствии с пророчествами Ветхого Завета она стала матерью Богочеловека Иисуса Христа. А для всех христиан – Великой Скоропомощницей, Заступницей.

Празднование Похвалы Пресвятой Богородицы

Ежегодно по субботам на пятой неделе (седьмице) Великого поста Церковь, весь православный люд отмечают праздник, именуемый Суббо́та Ака́фиста, или Похвала Пресвятой Богородицы. В храмах исполняется неседальное (выполняемое с особым почитанием, стоя) восславление пением образа Матери Господа Царицы Небесной.

Традиция такого почитания была установлена в IX веке. Верующие славили Матерь Божию, благодарили ее за заступничество, избавление Константинополя от многочисленных вражеских нападений:

  • 626 год – аварских завоевателей,
  • 677 год – персов,
  • 717 год – арабов.

История донесла до наших дней сказание о победе греков над врагами, напавшими на Константинополь. Исследователи не пришли к единому мнению, определяя дату этого события – примерно с VI по IX век. Скорее всего, описанный случай является нападением 626 года аваров на Царьград.

Похвала Пресвятой Богородицы

Воспользовавшись тем, что император Ираклий с войском отбыл в поход на персов, авары взяли Константинополь в осаду. Неприятельский флот вплотную подошел к берегам столицы. Казалось, горожане обречены. Понимая, что у них слишком мало сил для отражения врага, жители Константинополя обратились с молитвами к святым христианским заступникам: Господу Богу и Пресвятой Богородице. Патриарх Сергий вынес из храма Влахернскую икону Божьей Матери (другой вариант – Ризу Богоматери).

Люди собрались вместе, крестным ходом со святынями обошли родной город. Подойдя к берегу Босфора, возглавлявший процессию патриарх, продолжая молиться, опустил Ризу Пречистой Заступницы в воду. Спокойная и тихая до того времени стихия вдруг стала меняться. Поднялся сильный ветер, разбудил грозную бурю. Огромные волны скрыли вражеские корабли в глубинах залива. Старинная фреска (1644 год) храма Ризоположения, что в Московском кремле, образно показывает, как именно с помощью иконы Богоматери и святой Ризы происходило чудо, которое уберегло Константинополь.

История спасения города отразилась в написанном вскорости кондаке «Взбранной Воеводе». Данный текст изначально стал составной частью первого акафиста (церковного гимна), чествующего Матерь Божию (Одигитрию). Хвалебную песнь впервые прочитали христиане ночью после чудесного избавления города от вражеских кораблей. Так традиция празднования благодарственной Похвалы Пресвятой Богородицы началась во Влахернском храме Константинополя, месте хранения и поклонения чудотворной Влахернской иконе Богоматери (принадлежащей, по преданию, руке евангелиста Луки), а также предметов, которыми пользовалась Богородица при жизни на земле (Пояс и Риза).

Со временем регулярность празднований закрепили внесением в специальный набор правил, регламентирующих богослужения (Студийский устав). Позже чествование вписали в церковные книги, что сделало его общим торжеством для всех христиан, принадлежащих к Восточной церкви. Формирование канона праздника Похвалы Божией Матери было сделано Иосифом Студитом (IX век).

Каноны изображения икон похвалы Пресвятой Богородицы

Образы Похвалы Пресвятой Богородицы появились позже. На сегодняшний день в России самой древней иконой Похвалы Пречистой считается икона «Похвала Богоматери с Акафистом». Это хранимый московским Успенским собором образ, который создан греческим иконописцем приблизительно во второй половине XIV века. Каноном для иконописи этого типа стали слова патриарха Германа Константинопольского о пророчествах, предсказывающих появление чистой земной Девы. Она воплотит в себе: «стамну, жезл, скрижаль, кивот, свещник, трапезу, гору несекомую, златую кадильницу и скинию, дверь непроходимую, палату, и лествицу, и престол Царев».

Основываясь на этих строках, в композиции иконы вокруг изображения Богоматери должны присутствовать 25 ветхозаветных пророков, которые держат в руках книги или свитки с пророчествами, а также определённые символические предметы:

  • Иаков – лестницу, которая соединяет Землю с Небесами;
  • Моисей – Неопалимую Купину,
  • Валаам – звезду (символизирующую приход Мессии);
  • Гедеон – руно (прообраз Благовещения);
  • Иезекииль – врата (затворенные врата – символ Пречистой);
  • Иеремия – скрижали;
  • Исаия – клещи и угли (означающие очищение);
  • Иессей и Аарон – процветшие жезлы (символизирующие Богородицу);
  • Давид и Соломон – уменьшенный Иерусалимский Храм;
  • Аввакум и Даниил – горы (знак царства).

Иконографы придерживались канонических требований, но часто, вносили в изображение что-то отличное, как правило, вкладывая определенное значение. Похвальные иконы Божией Матери отражают местные, исторические моменты, актуальные для времени и места написания.

Так, например, икона Похвала Пресвятой Божией Матери (Киевская) восхваляет Царицу Небесную, изображая Ее восседающей на престоле с Младенцем Иисусом на руках в окружении архангелов, святых покровителей города. В нижней части композиции коленопреклоненные святые старцы держат в руках православный храм, увенчанный золотыми куполами.

Похвала Пресвятой Богородицы

На еще одной благодарственной иконе Богоматери Царица Небесная и Христос находятся в центре изображения, они обрамлены переплетающимися цветущими ветвями. Слева от Богоматери стоят: первосвященник Захария, рядом пророки Елисей, Малахия, Иаков, Аввакум, Моисей, Самуил, Илья, Давид, Исайя, Гедеон. Справа: пророки Иессей, Иезекииль, Соломон, Софония, Аггей, Аарон, Михей, Захария, Иона, Наум, Иоиль, Даниил. Они не окружают Богородицу, а расставлены плотными горизонтальными рядами.

Не все из пророков, которых изображали на похвальных образах, пророчествовали о Богоявлении. Это значит, что первоначальная трактовка сюжета была изменена. На представленной иконе собраны святые одного чина. Большая часть пророков, кроме Соломона, Давида, Моисея, предстоят перед Богородицей без предписанных символических атрибутов Боговоплощения. Данная тема дополнительно развивается в трех фрагментах верхней части образа. По центру – склоняющийся Бог Отец с голубем, который есть Святой Дух. С расположенным ниже благословляющим Младенцем Христом они составляют Святую Троицу. Справа представлен сюжет «Собор Архангелов», а слева изображено «Отечество».

Чудеса, творимые образами Похвала Богородицы

Христианская чудотворная икона Похвалы Пресвятой Богородицы обитает на Афоне в соборном храме Дионисиатской обители. Ее относят к одной из 70 древних икон, которые написал евангелист Лука. Изображение выполнено не красками, а восковой мастикой, поэтому со временем черты образа размылись. Именно перед этим святым ликом был впервые совершен акафист Пресвятой Богородицы.

С этой иконой связано множество чудесных случаев. Она была похищена пиратами (1592), но заставила нечестивцев вернуть святыню, раскаяться и принять монашеский постриг. В другой раз образ помог исцелиться от страшной опухоли руководителю Афонской академии Евгению Вулгарису. Он сам сделал подробное описание удивительного выздоровления (1758 год).

Похвала Пресвятой Богородицы

Православная Церковь высоко ценит величественный образ Божией Матери. Слава о силе молитвы к ней вдохновляет христиан. Неудивительно, что Спаситель являет множество чудес через иконы Пречистой Девы и Заступницы. Чудотворным образам Богородицы молятся, благодарят за помощь, восхваляют ее величие во все времена.

Русская история имеет многочисленные свидетельства, заступничества и помощи Богоматери православным воинам, защищающим родную землю от нашествия недругов. В день празднования Похвалы молитвы к Царице Небесной всегда помогают, так как обретают особую силу. Святой русский князь Александр Невский вписал славную страницу в историю страны – разбил немецких рыцарей на Чудском озере. Летописи подтверждают факт, что день сражения (5 апреля 1242 года была суббота) – праздник Похвалы Матери Божией.

Празднование Похвалы Пресвятой Богородицы

Празднование Похвалы Пресвятой Богородицы начинается с утрени. В храме торжественно читается в четыре приема весь акафист. Каждый прием служители церкви выходят на средину храма через Царские Врата. По другому обычаю – акафист читают по очереди у каждой почитаемой иконы Богородицы, которые есть в данном храме. Это радостный, добрый праздник, который напоминает прихожанам, что повседневные житейские обиды, неприятности – всего лишь суета, по сравнению с Его милостью, Небесным Царствием.

Московский Богоявленский кафедральный собор имеет особенную благочестивую традицию – каждый год на празднование Похвалы Пречистой Девы прихожанам для поклонения выносят чудотворную богородичную икону Божьей Матери Умиление. Это славный образ, перед которым коленопреклоненно молился батюшка Серафим в келье. А император-страстотерпец России Николай II почитал и прислушивался к преподобному Серафиму, одарил чудотворный образ Царицы Небесной драгоценным золотым окладом, выполненным знаменитым Фаберже. В тяжелые для Русской Православной Церкви годы святыня тайно и бережно сохранилась верующими.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...