Самые известные иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы»

Благовещение Пресвятой Богородицы

Образ Благовещения – один из самых популярных в иконографии. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы православные христиане отмечают ежегодно 7 апреля. Именно в этот день, за 9 месяцев до рождения младенца-Иисуса, началось искупление грехопадения человечества.

Слово «Благовещение» переводится со старославянского языка как «добрая новость». В этот день к Деве Марии снизошел Архангел Гавриил. Он сообщил, что она своей праведной жизнью заслужила право родить на свет Спасителя. Божия матерь приняла эту новость с радостью и любовью, и именно с такими чувствами верующие встречают праздник Благовещенья.

Сюжетные особенности изображения

Очень многие художники изображали Благовещение Пресвятой Богородицы; иконы и фрески этой тематики начали появляться в древний период истории христианства. Интерес к изображаемому событию не утратился до сих пор. Существует три основных сюжета иконы Благовещенье, используемые из века в век:

  1. Архангел Гавриил сообщает Пресвятой Деве новость о том, что ей предстоит стать Матерью Божьей. Дева Мария принимают эту весть с радостью, покорностью. К данной группе относится, к примеру, Устюжская икона.
  2. Образ представляет собой диптих, то есть два изображения, объединённых общим сюжетом. На одной иконе рисуют Архангела Гавриила, а на другой – Богоматерь. Такие изображения можно увидеть на церквях, царских вратах.
  3. Образ Богородицы изображается без Архангела. Дева Мария сидит в умиленной позе, нередко перед книгой. Такие иконы часто называют «Се раба Господня» по тем словам из Евангелия, которые произнесла Богоматерь, получив благую весть.

Благовещение Богородицы

Изображения последнего типа следует отличать от икон Остробрамская Виленская, Умиление Серафимо Дивеевская, Скорбящая, Калужская.

За что почитают этот святой образ?

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы имеет огромное значение для всего православного мира, но больше всех ее почитают женщины, которые видят в Матери Божьей идеал женщины, матери. В день праздника Благовещенья, 7 апреля, икона Божией Матери увеличивает свою силу и помогает всем, кто обращается к ней с просьбами.

Святой образ может помочь как тем, кто использует готовые молитвы, так и тем, кто обращается к Святой Деве своими словами, главное – молящийся должен искренне верить, что старинная икона Благовещения поможет ему. Образы Девы Марии помогают тем, кто хочет:

  • получить искупление грехов;
  • избавиться от власти других людей;
  • освободиться от пагубной зависимости (алкогольной, наркотической, игровой);
  • выйти из заточения;
  • избавиться от душевных или физических недугов;
  • излечиться от бесплодия, испытать радость материнства / отцовства;
  • получить душевное облегчение;
  • освободиться от действия черной магии.

Молитва Пресвятой Богородице

Обращаться к старинным образам Богоматери можно и с другими проблемами, Святая Дева не откажет в помощи тем, кто готов довериться ей. В соответствии с древнейшими традициями в Благовещенье нельзя заниматься никакой работой, а если праздник совпадает с Великим постом, то разрешено смягчить пост и подать на стол рыбу. Но следуя традициям, не стоит забывать, в чем главный смысл праздника. Ритуалы не должны заменять его, их цель – помочь человеку правильно настроиться на общение с божественными силами.

Наиболее известные изображения Пресвятой Девы в момент получения благой вести

Существует множество икон, фресок, а также списков с них, репродукций, изображающих момент Благовещенья. Одни из этих изображений – старинные, а другие – относительно новые, современные. Время создания первого образа Благовещения – 2 век, изображение появилось в римских катакомбах, в усыпальнице святой Прискиллы. Все иконы, посвященные данной тематике, обладают божественной силой независимо от того, в каком веке они были созданы. Рассмотрим наиболее известные изображения.

Икона Андрея Рублёва

По мнению экспертов, икона из иконостаса Благовещенского собора Кремля принадлежит кисти великого иконописца Андрея Рублева. Изображение было сделано Андреем Рублевым в 15 веке, предположительно в 1405 году. Икона плохо сохранилась, но особенности ее цветовой гаммы, настроение, композиция дают право говорить о ее принадлежности кисти великого мастера. Образ, написанный на липовой доске, сейчас хранится в Троицком Соборе.

К особенностям иконы относятся:

  1. Отсутствие скученности фигур. Андрей Рублёв считал, что икону не нужно загромождать второстепенными деталями, изображение должно быть простым, хорошо читаемым с большого расстояния.
  2. Наличие центральной оси. Великий иконописец всегда выделял центральную ось иконы, а половинки изображения как бы двигались по направлению к этой оси с двух сторон. Сюжет образа построен на диалоге Архангела Гавриила и Пречистой Девы. Изображение делится на две половины: левую – небесную, архангельскую, и правую – земную, богородичную. В горизонтальном пространстве происходит диалог небесного и земного, а в вертикальном осуществляется боговоплощение: Святой Дух в виде зелёного луча нисходит на Деву Марию. Устремлённость половин иконы к центру, диалогу создает целостность, единство композиции.
  3. Особая праздничная цветовая гамма, специфический колорит. Радостное настроение изображению придают золотистый фон и яркие красные пятна. Архангел Гавриил выполнен в зелёном и золотистом цвете, при этом зелёный цвет символизирует жизнь, Святой Дух. Богородица держит в руках красную нить, из которой прядёт завесу для Иерусалимского храма. Одежда Девы Марии синего и вишнево-коричневого цвета. Первый из этих цветов символизирует небо и молитвенное настроение, а второй – царственность Святой Девы. Престол Девы Марии покрыт красными и зелеными подушками. Красный цвет символизирует радость, жертвенность, а зелёный – жизнь, обновление.

Описание этого образа позволяет увидеть его отличие от старинного канона, которому следовали византийские и греческие иконописцы. Особенностями их изображений были мрачность, порывистость, резкость. На иконе Рублева мы видим надежду, радость, человеколюбие, внутреннюю силу, торжественность. Хотя на дворе был всего лишь 15 век, но знаменитый мастер смог создать свой неповторимый стиль, который стал основой для русской иконописной школы.

Благовещение

Киевская мозаичная икона

На восточных столбах Киево-Софийского собора, поддерживающих алтарную арку, присутствует мозаичная композиция «Благовещение». Она включает изображения архангела Гавриила и Богоматери. Пресвятая Дева держит в руках веретено с пурпурной пряжей, ее одежда синего цвета, а лик – розоватого, белого, зеленовато-серого. Архангел Гавриил обращён к Богородице, правой рукой он совершает благословение, а левой держит жезл.

Фигура Архангела и Богоматери изготовлены разными мастерами и между образами есть множество различий. Гавриил массивен, грузен, складки его одежды прямоугольные, ломкие. Изображение Богоматери выглядит более легким и искусно сделанным. В мозаике отсутствуют какие-либо указания на место действия, также сведен минимуму набор информативных деталей, что является особенностью иконописи, относящиеся к веку македонской династии.

Чудеса, сотворенные иконами

Согласно преданиям, устюжской иконой и другими святыми образами Благовещения было совершено множество чудес. Так, легенда гласит, что в 1290 году на пороге устюжского собора ежедневно молился юродивый Прокопий. Однажды он объявил жителям Великого Устюга, что за совершенные грехи Бог нашлет на них огненный дождь, и призвал людей к покаянию. Но они только посмеялись в ответ.

Икона Богородицы

Спустя неделю, на город надвинулись черные тучи, земля под ногами начала двигаться. Люди поняли, как сильно они разгневали Бога, и осознали необходимость покаяния. Они пришли в устюжский храм, опустились на колени перед иконой Божьей Матери и просили о покаянии. После этого Святой образ Благовещения начал источать благоухающее миро, которым наполнили все церковные сосуды.

Грозная туча прошла мимо города и разразилась огнем на безлюдном участке. В воспоминание о чудесном избавлении было установлено ежегодное празднование иконы Божией Матери. В 19 веке для иконы был устроен новый оклад, а в 1930 году она была передана Третьяковской галерее, где находится и сейчас.

Но устюжское чудо – не единственное. При Иоанне Грозном к житницам царского двора в Кремле примыкала башня, где содержали преступников. Туда был заключен оклеветанный воевода, который усердно молился о своем освобождении. Однажды ему явилась Дева Мария и приказала просить государя о свободе. Но узник побоялся гнева царя и не выполнил приказ. Тогда Богородица пришла к нему снова и пообещала помощь. Воевода послушался.

Люди, посланные государем, пришли к тюрьме и обнаружили на стене башни самописанную икону Благовещения. Царь, узнав о таком чуде, освободил воеводу, а при чудотворном образе приказал построить деревянную часовню. В 1731 году императрица Анна Иоанновна построила здесь храм, и внешняя стена башни с изображением стала внутренней южной стеной церкви, икона была украшена роскошным киотом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...